Порядок оказания платных медицинских услуг — Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Городская больница №1"

Порядок оказания платных медицинских услуг

1.Положение ставит своей целью регламентировать оказание платных услуг,расширить объемы оказываемой медицинской помощи населению,финансируемых за счет всех источников,и способствовать улучшению финансового положения больницы.

Основанием для оказания платных медицинских услуг является наличие лицензии на соответствующие виды медицинской деятельности,специального разрешения Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области.

2.Платные медицинские услуги населению осуществляются в рамках договоров:

  1. с пациентами,
  2. с организациями на оказание платных медицинских услуг работникам и членам их семей,
  3. со страховыми медицинскими организациями, работниками в системе добровольного медицинского страхования.

Договор с пациентом может быть заключен в устной или письменной форме в соответствии с требованиями норм Гражданского кодекса Российской Федерации.

Договор на оказание платных медицинских услуг является договором возмездного оказания услуг, по условиям которого исполнитель (учреждение здравоохранения) обязуется оказать услуги. Пациент(его законный представитель) обязуется оплатить эти услуги 

3.Условиями оказания платных услуг являются:

3.1.выполнение в полном объеме муниципального заказа в рамках Территориальной программы;

3.2.отсутствие соответствующих медицинских услуг в Территориальной программе;

3.3.отсутствие данных диагностических,лечебных и прочих услуг в стандарте диагностики и (или) лечения по основному профилю заболевания с использованием специального расходного материала,оборудования,приобретенного за счет внебюджетных средств,а также:

  • предоставление медицинских услуг с повышенным уровнем комфортности;
  • госпитализация на специально выделенные койки;
  • обследование,лечение,наблюдение на дому по желанию пациента(кроме случаев, когда пациент по состоянию здоровья и характера заболевания не в состоянии посетить учреждение здравоохранения или помощь на дому предоставляется в рамках организации стационара на дому);
  • уход на дому;
  • предоставление медицинских услуг с применением разрешенных альтернативных технологий и способов лечения,расходы по предоставлению которых не включены в стандарт за счет средств соответствующих бюджетов или средств ОМС;
  • предоставление услуг медицинского сервиса и косвенно связанных с медицинскими услугами (пребывание в стационаре с целью обеспечения ухода,доставка лекарств на дом, транспортные услуги,прокат изделий медицинского назначения,выдача дубликатов медицинской документации по запросу граждан - за исключением случаев,при которых предоставление этих услуг предусмотрено действующим законодательством бесплатно).

3.4.Виды специализированной медицинской помощи,являющиеся обязательными для учреждения с учетом его профиля и уровня оказания специализированной медицинской помощи;

3.5.Волеизъявление пациента или его законного представителя при получении медицинской услуги на альтернативной основе за плату;

3.6.Волеизъявление гражданина,обратившегося за услугой,получить ее с повышенным уровнем сервисного и (или) бытового обслуживания,за исключением случаев,когда это является составной частью лечебно-диагностического процесса и входит в круг должностных обязанностей медицинского персонала;

3.7.Волеизъявление пациента о получении медицинской услуги из общей очереди за плату при следующих условиях:

  • предоставление данной услуги не должно влиять на сроки и условия получения бесплатной помощи другими пациентами(наличие отдельных коек,палат,кабинетов, оказание ее во вне рабочего времени).
  • гарантии учреждения здравоохранения о недопустимости искусственного создания очередей(наличие правил оказания платной медицинской помощи плановым больным;специальных журналов с отметкой о предварительной записи;определение лимитов времени специалистов по оказанию экстренно и неотложной помощи;листов ожидания в целях осуществления контроля за сроками ожидания пациентами времени оказания медицинской услуги).

3.8. Оказание платных медицинских услуг гражданам иностранных государств,в случае отсутствия у них регистрации на территории Российской Федерации в установленном федеральным законодательством порядке;отсутствие соглашения на оказание медицинской помощи между Российской Федерацией и иностранным государством,гражданином которого он является; лицам без гражданства,не имеющим вида на жительство или разрешения на временное проживание в Ярославской области;вынужденным переселенцам,не имеющим свидетельства о регистрации ходатайства о при знании их вынужденными переселенцами или удостоверения вынужденного переселенца в соответствии с федеральным законодательством,за исключением оказания скорой медицинской помощи,медицинской помощи в амбулаторных и стационарных учреждениях здравоохранения при внезапных расстройствах здоровья и несчастных случаях в объеме,необходимом для устранения угрозы жизни пациента,снятия острой боли, транспортировке с местонахождения больного в учреждение здравоохранения,посмертной репатриации,оказываемой в рамках Территориальной программы.

3.9.Отсутствие страхового медицинского полиса у граждан Российской Федерации и зарубежных государств,за исключением случаев оказания экстренной помощи при состояниях,угрожающих жизни пациента или здоровью окружающих до момента устранения угрозы жизни или здоровью.

4. Перечень платных медицинских услуг утверждается главным врачом учреждения в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 27.07.2009 г. № 764-п"Об утверждении перечня дополнительных медицинских и иных услуг,оказываемых населению Ярославской области". Платные медицинские услуги должны соответствовать требованиям,предъявляемым к методам диагностики,профилактики и лечения,в установленном законодательством порядке, а также лицензионным требованиям и условиям.

5.Учреждение здравоохранения обязаны обеспечить граждан доступной информацией,размещенной для всеобщего ознакомления на стендах,информационных табло:

  • о месте нахождения учреждения(месте его государственной регистрации);
  • о режиме работы учреждения,подразделений,кабинетов по оказанию платной и бесплатной медицинской помощи;
  • о наличии лицензии на медицинскую деятельность;
  • о сертификации и квалификации специалистов учреждения,оказывающих платные медицинские услуги;
  • о видах медицинской помощи,оказываемой бесплатно в рамках Территориальной программы;
  • о видах медицинских услуг,предоставляемых учреждением здравоохранения за плату,с указанием цены со ссылкой на стандарты,которым соответствует услуга,об основных потребительских свойствах,в том числе о противопоказаниях для применения при отдельных заболеваниях и возможных осложнениях,гарантийный срок,если он установлен,условия эффективного и безопасного использования услуг);
  • о перечне платных медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения,лекарственных средств,предоставляемых в учреждении пациенту,сумма оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитывается при определении суммы социального налогового вычета;
  • о дополнительных сервисных услугах,предоставляемых за плату;
  • об условиях предоставления платных медицинских услуг;
  • о правах, обязанностях,ответственности пациента и медицинского учреждения;
  • о льготах,предоставляемых медицинским учреждением для отдельных категорий граждан;
  • о порядке оплаты стоимости платных медицинских услуг;
  • о прейскуранте цен на платные медицинские услуги в учреждении
  • о контролирующих организациях,их адресах,телефонах;
  • о порядке разрешения претензий пациентов к учреждению здравоохранения;
  • нормативные правовые акты,регламентирующие платные медицинские услуги (или)их перечень).

Исполнитель или ответственное лицо информирует пациента (его законного представителя) в доступной форме о технологии оказания медицинской услуги,возможных болевых ощущениях в процессе получения услуги,возможных последствиях и осложнениях, а также о наличии альтернативных видов подобного рода услуг с целью обеспечения права пациента на его информированное добровольное согласие,отказ от услуги.

6. При предоставлении платных медицинских услуг сохраняется установленный режим работы учреждения здравоохранения,при этом не должны ухудшаться доступность и качество медицинской помощи,оказываемой в рамках Территориальной программы и целевых программ.

В число работников,принимающих участие в оказании платных медицинских услуг, могут включаться специалисты из других медицинских учреждений,принимаемые на работу в учреждение здравоохранения на основании трудовых книжек или гражданско-правовых договоров в установленном порядке.

Оказание платных медицинских услуг осуществляется медицинским персоналом,как правило,в свободное от основной работы время.Графики и табеля учета рабочего времени по основной работе и по оказанию платных медицинских услуг составляются и ведутся раздельно.

Оказание платных медицинских услуг в основное рабочее время персонала допускается в порядке исключения при условии первоочередного оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и при выполнении специалистами объемов медицинской помощи по Территориальной программе в случаях:

  • когда технология их проведения ограничена рамками основного рабочего времени медицинского персонала учреждения(часы работы медицинского персонала ,оказывающего платные ус луги,во время основной работы,продлеваются на время,затраченное на их оказание).

7.Потребители,пользующиеся платными медицинскими услугами обязаны:

  • оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги;
  • выполнять требования,обеспечивающие качественное предоставление платной услуги,включая сообщение необходимых для этого сведений.

8.В соответствии с законодательством Российской Федерации Администрация больницы № 1 несет ответственность перед пациентами за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора ,несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения,разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.

9.Пациенты,пользующиеся платными медицинскими услугами,вправе предъявить требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора,возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни,а также о компенсации морального вреда в соответствии с федеральным законодательством.

10.В случае несоблюдения больницей обязательств по срокам исполнения услуг пациент (его законный представитель) вправе по своему выбору:

  • назначить новый срок оказания услуги;
  • потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
  • потребовать исполнения услуги другим специалистом;
  • расторгнуть договор и потребовать возмещение убытков.

Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой пациенту неустойки в порядке и размере,определенных Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" или договором.

По соглашению (договору) сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги,предоставления пациенту дополнительных услуг без оплаты,возврата части ранее внесенного аванса.

11.Претензии и споры ,возникшие между потребителем и больницей № 1, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.

12.Учреждение здравоохранения освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение платной медицинской услуги,если докажет,что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло в следствии неодолимой силы,крайней необходимости, отсутствие вины при соблюдении лицензионных требований и условий ),отказе от лечения или выполнения требований лечащего врача,по иным основаниям,предусмотренным федеральным законодательством.

13.Главный врач ГБУЗ ЯО Городская больница № 1 несет ответственность за объем и качество оказанных платных медицинских услуг,соблюдение финансовой дисциплины в соответствии с законодательством.

2.Бухгалтерский учет и отчетность

2.1.Денежные средства,получаемые учреждением от оказания платных медицинских услуг, аккумулированы на счете по учету средств,полученных от предпринимательской и иной приносящей доходов деятельности,открытом в органах казначейского исполнения бюджета.

2.2.Распределение денежных средств,направляемых на оплату труда работников, занятых оказанием платных медицинских услуг ,производится на основании "Положения об оплате труда работников занятых оказанием платных медицинских услуг",утверждаемого руководителем медицинского учреждения,с учетом индивидуального вклада сотрудников, участвующих в процессе оказания платных медицинских услуг.Размер материального поощрения руководителю медицинского учреждения за организацию работы по оказанию платных медицинских услуг устанавливает Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области.

2.3. По оказанным видам платных услуг ведется установленный медицинский, статистический,бухгалтерский и налоговый учет и отчетность раздельно от основной деятельности.Бухгалтерский и налоговый учет ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях и Налоговым кодексом Российской Федерации.

В отделении должен вестись учет оказанных платных услуг с указанием Ф.И.О., адреса пациента,видов оказанных услуг,даты оказания услуг,лиц,оказывающих платные услуги.Ответственными за ведение учета являются заведующие отделениями.

2.4.Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность. Доходы,полученные от такой деятельности,поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и направляются на расходы в соответствии с планом ФХД. План финансово-хозяйственной деятельности ГБУЗ ЯО Городская больница № 1 на очередной финансовый год предоставляется в департамент здравоохранения и фармации Ярославской области в порядке,по форме и в сроки в соответствии с бюджетным законодательством.

2.5.Расходы учреждения,отсящиеся как к основной,так и предпринимательской деятельности(услуги связи,коммунальные услуги),оплаченные за счет средств бюджета,подлежат восстановлению в бюджет в размере,определяемом статьей 321.1 Налогового кодекса РФ.

Одновременно подлежат восстановлению в бюджет расходы на питание,медикаменты,суммы аммортизации имущества,приобретенного за счет бюджета и используемого для оказания платных медицинских услуг.

3.Цены на платные медицинские услуги и порядок оплаты

3.1. Цены на платные медицинские услуги формируются в соответствии с Налоговым кодексом РФ,приказом департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 20.05.2011 г. №7 "Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг выполнения работ),относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений Ярославской области,для граждан и юридических лиц".

При формировании цены применяется рыночный принцип ценообразования,основанный на спросе и предложении.Прейскурант цен утверждается руководителем учреждения.

3.2.Основными принципами установления цены являются:

  • баланс экономических интересов учреждения и потребителей услуг;
  • доступность услуг для потребителей и защита их прав.

Изменение (пересмотр или утверждение) цен на платные медицинские услуги может осуществляться в следующих случаях:

- изменение цен на топливно-энергетические ресурсы,оборудование или другие материальные ресурсы;

- пересмотр условий оплаты труда;

- изменение перечня и размера установленных законодательством отчислений и платежей;

- изменение подхода к их формированию;

- в зависимости от социальной значимости данного вида услуги,спроса населения, при условии полного возмещения всех расходов,связанных с уставной деятельностью;

- наступление непредвиденных обстоятельств.

Прейскурант цен на платные услуги разработан в полном соответствии с разрешенным перечнем платных медицинских услуг с содержанием ссылки на конкретный пункт перечня.

3.3.Оплата медицинских услуг производится путем безналичных расчетов через органы казначейского исполнения бюджета или путем внесения наличных денег непосредственно в кассу учреждения здравоохранения с выдачей пациенту кассового чека.

По требованию лица,оплатившего услуги,медицинское учреждение обязано выдать "Справку об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы РФ " установленной формы.

4.Контроль за предоставлением платных медицинских услуг

Руководитель учреждения здравоохранения несет ответственность за объем и качество оказанных платных медицинских услуг ,соблюдение сметной и финансовой дисциплины в соответствии с законодательством.

Контроль за организацией работы по оказанию платных медицинских услуг и качеством выполнения учреждениями здравоохранения платных медицинских услуг населению,ценами и порядком взимания денежных средств с населения осуществляет соответствующий орган управления здравоохранения,в подчинении которого находится учреждение здравоохранения.

В случае выявления нарушений в работе учреждения здравоохранения по предоставлению платных медицинских услуг,в том числе снижения уровня качества предоставления платных медицинских услуг,нанесения ущерба основной деятельности,выразившееся в сокращении объема и доступности бесплатной медицинской помощи,несвоевременного оформления финансовых и других документов,в качестве мер воздействия к руководителю учреждения здравоохранения могут применяться следующие виды санкций:

  • дисциплинарные меры взыскания;
  • приостановление или аннулирование действия разрешения на оказание платных медицинских услуг.